Google+ Followers

вторник, 7 апреля 2015 г.

Балтасарий Паштавик. Якутолог Вруцевич. Койданава. "Кальвіна". 2015.


     Михаил Софронович Вруцевич – род. в 1845 г. в Мозырском уезде Минской губернии Российской империи, в семье священника Софрония Вруцевича, служившего в д. Городятичи на Любанщине.
    Учился в Слуцком духовном училище. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университет со званием кандидата права, титулярный советник. Был учителем Виленского реального училища и знаком с жившим в Вильно Станиславом Ясевичем.
    «В начале 1880-х гг. к проблемам, связанным с уральским староверием, обратился отставной секретарь Пермской духовной консистории М.С. Вруцевич, составивший заметки «Раскол в Пермской губернии», опубликованные в Петербурге в 1883 г.11 В статье содержится немало интересных сведений о современном автору положении старообрядчества на Урале, делается попытка классификации согласий, приводятся статистические данные. Кстати, М. Вруцевич одним из первых указал на существенные различия показателей официального учета уральских старообрядцев и реального положения дел. По мнению М. Вруцевича, основной причиной распространения староверия «служит главным образом экономическая выгодность раскола», при этом он постарался доказать, что сам по себе «раскол в обширном значении этого слова, есть ничто иное, как религиозный индиферентизм». /Белобородов С. А.  Религиозно-организационная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX - начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург. 2012./
      В первой половине 1880-х гг. — секретарь Тульской духовной консистории. Был арестован по распоряжению начальника Петербургского жандармского управления и содержался под стражей в Тульском тюремном замке с 14 октября 1884 г. в виду обнаружения в бумагах, отобранных у Г. Лопатина и у Н. Стародворского, его адреса с указанием на явку к нему.
    Был привлечен к дознанию при Петербургском жандармском управлении по делу о народовольческих кружках. Изобличен в сношениях с лицами, принадлежащими к социально-революционной партии (Михаил Сабунаев, сосланный в Якутскую область), в содействии им в доставлении денег и видов на жительство (народовольцу В. П. Моисееву) и в пожертвовании на Красный Крест «Народной Воли». Выявилось, что Вруцевич не имел отношения к тульской народовольческой группе.
    По высочайшему повелению от 24 октября 1885 г. Михаил Вруцевич был выслан на жительство в местности Западной Сибири на три года. В начале мая 1886 г. его отправили из Москвы в ссылку и водворили в Ялуторовске Тобольской губернии, откуда, согласно его просьбе, перевели в январе 1888 г. в Петропавловск Акмолинской области.


    Как пишут исследователи «с Михаилом Софроновичем Вруцевичем Короленко познакомился в якутской ссылке в начале 80-х годов». /Толстяков А. П.  Против «мрачной неправды» (В. Г. Короленко-редактор и «Легенда о младенце Гаврииле»). // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. Москва. 1991. С. 77./ Отметим, что Владимир Галактионович Короленко находился в ссылке в с. Амга Якутского округа Якутской области в 1881-1883 гг. В тоже время ссыльный Владимир Ильич Иохельсон, который занимался изучением языков, истории и культуры народов Якутии, и находился там в 1888-1897 гг. писал: «но, по-видимому, г. В. никогда в Якутской области не был» /Вл. I-нъ.  М. С. Вруцевич: Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. Спб. 1891 г. [Рец.] // Этнографическое обозрение. Кн. XIX. № 4. Москва. 1893. С. 163./ «Чтобы познакомить читателя с якутской юртой, я предпочитаю рассказать, как она строится, так как при обыкновенном описании, можно, пожалуй, наговорить вздору, как это и случилось с одним ученым исследователем Якутской области, у которого юрта врылась как-то углом в землю [Автор имел в виду М. С. Вруцевича и его сочинение: «Обитатели, культура и жизнь в Якутской области» (Записки И.Р.Г. Общества по отделению Этнографии, т. ХVII, вып. II. СПб. 1891). В свое время г. В. И. поместил в «Этнографич. Обозрении» подробный разбор этого «сочинения» в противовес незаслуженно-лестному отзыву рецензента «Вестника Европы» (1891, октябрь: Литерат. Обозрение). Э. П.]. /Трощанский В. Ф., Пекарский Э. К.  Якуты в их домашней обстановке. Из якутской старины. Этногр. очерк. Старые писатели о якутах. СПб. 1909. С. 16./
    В 1889 г. и 1900 г. Михаил выезжал за границу по паспорту на Парижскую выставку. По циркулярам департамента полиции от 4 ноября 1889 г. и 4 августа 1900 г. за его возвращением в Россию было установлено наблюдение.
    Проживал под негласным надзором в Виленской губернии в 1900-х гг. У 1905 г. в Вильно местные монархисты П. Коронкевич, А. Пщелко, Л. Солоневич, А. С. Вруцевич, родной брат Михаила Вруцевича, создали общество «Крестьянин», которое считало Беларусь неотъемлемой частью Российской империи и белорусов неотделимой частью русского народа». /Каранкевіч Павел Васілевіч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 4. Мінск. 1997. С. 110./
    В 1908 г. Михаил Вруцевич бывший в это время частным поверенным в Вильне создал, на основе общества «Крестьянин», вместе с другими монархистами во главе с Л. М. Солоневичем, «Белорусское общество», которое стояло на позициях западнорусизма, и главной задачей ставило «развитие в белоруской народности самосознания на основах русской государственности», являясь проводником шовинистической политики царизма в Беларуси.
    В это время Михаил Вруцевич сотрудничал со многими изданиями, имел переписку с В. Короленко и Л. Толстым. Уже в первом номере газеты «Белорусская жизнь», органе «Белорусского общества», вышедшем 9 февраля 1909 г., он опубликовал к нему письмо Л. Н. Толстого, где тот рассуждал о причинах насилия в обществе, делал вывод о необходимости признания «одинакового божественного начала» во всех людях, не допускающего возможности насилия человека над человеком.
    В 1912 г. Михаил Вруцевич выставлял, как член «Белорусского общества», свою кандидатуру на выборах депутатов в IV Государственную думу. Однако, поскольку своих средств на избирательную кампанию у него не было, он обратился за помощью к лидеру Конституционно-демократической партии П. Н. Милюкову.
    «Милостивый Государь
    Павел Николаевич,
    Страх, внушаемый администрацией нашим прогрессистам так велик, что они не осмеливаются даже образовать из себя избирательный комитет, хотя выборы уже не за горами. Между тем, опасность здесь от черносотенцев велика. Если националисты [Подразумеваются члены Виленского отдела Всероссийского национального союза и общества «Крестьянин».], как есть слух, войдут в блок с братчиками [Виленским Свято-Духовским братством.], да к ним присоединятся еще староверы, за которых уже поручился их лидер Андреев архиепископу Агафангелу [Виленский православный архиепископ.], то весьма возможно, что от русской курии в Вильно снова попадет в Думу Замысловский [Депутат III Государственной думы от Виленской губернии. крайне правый.], скрытно агитирующий теперь в листке, издаваемом Свято-Духовским братством и называющимся «Русский избиратель» (вышло 8 номеров).
    М. Г., Вы хорошо знаете, какое это будет несчастье, если вторично будет избран в Думу Замысловский, и мы прогрессисты не должны этого допустить. Накануне объявленных в Вильно выборов, я думаю выставить здесь свою кандидатуру от русских избирателей. И так как воззвание или платформу ни в газетах, ни расклейкой на улицах огласить будет не возможно (полиция, без сомнения, сейчас сорвала бы объявления, как неоднократно делала и в других местах), то остается только один-единственный способ войти с избирателями в сношение через рассылку им письма в запечатанных конвертах. В Вильно по русской курии теперь значится в списках 3465 избирателей, да еще по дополнительным спискам, вероятно, наберется тысячи полторы. А всего будет, вероятно, около 5 т. избирателей и следовательно придется потратить около 5 т. трехкопеечных марок почтовых.
    В интересах общею дела обращаюсь в лице Вашем к кадетской партии с усерднейшей просьбой снабдить меня какой-либо суммой на предстоящий указанный расход. Сведения же обо мне, если надо, можете получить у Владимира Галактионовича Короленки.
    С совершенным почтением
    Михаил Вруцевич
    (которого, впрочем, прошу не смешивать с моим братом националистом А. С. Вруцевичем).
    Вильна,
    Мих. Сафроновичу Вруцевичу». [ГА РФ. Ф. 579. Оп. 1. Д. 4004. Л. 1-1 об.] /Лавринович Д. С.  От «Народной воли» к «Белорусскому обществу»: несколько штрихов к политическому портрету М. С. Вруцевича. // Куляшоўскія чытанні. Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі 24 красавіка 2008г. Магілёў. 2008. С. 159-160./
    Но по-видимому нужных средств Вруцевич так и не получил, поэтому не смог участвовать в избирательной компании.
    Произведения:
    Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства. Законы о подсудности и производстве следствий по проступкам священно-церковнослужителей, с объяснениями по решениям Правительствующего сената и указам Святейшего синода. Тула. 1883. 254 с. /Из Тульских епархиальных ведомостей со 2-го № 1883 г. по № 5-й 1884 г./
    Раскол в Пермской губернии. // Отечественные записки. № 6. С. 155-184; № 7. С. 33-100. 1883.
    Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства. Законы о подсудности и производстве следствий по проступкам священно-церковнослужителей, с объяснениями по решениям Правительствующего сената и указам Святейшего синода. Тула. 1885. [1887] 256 с. /Приложение к Тульским епархиальным ведомостям 1883 г. № 2-5, 1-15, 17-24, 1884 г. № 1-5./
    Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства. Законы о подсудности и производстве следствий по проступкам священно-церковнослужителей, с объяснениями по решениям Правительствующего сената и указам Святейшего синода. Вильна. 1890. 166 с.
     Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XVII. Вып. II. С.-Петербург. 1891. С. 1-41.
    Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. Отдельный оттиск II выпуска XVII тома Записок Имп. Р. Г. Общества по Отделению Этнографии. С.-Петербург. 1891. 41 с.
    Юридический обычай якутов // Журнал гражданского и уголовного права. Кн. III. Март. С.-Петербург. 1891. С. 1–70.
    Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства. Законы о подсудности и производстве следствий по проступкам священно-церковнослужителей, с объяснениями по решениям Правительствующего сената и указам Святейшего синода. СПб. 1896. 235 с.
    Теория и практика переписей населения. К вопросу о всенародной переписи в России. Вильно. 1896. 44 с.
    Сибирские скопцы (Историко-бытовой очерк). Ч. I. // Русская старина. Т. СXXIII. Кн. VII. Июль. С.-Петербург. 1905. С. 170-186.
    Сибирские скопцы (Историко-бытовой очерк). Ч. II. // Русская старина. Т. СXXIII. Кн. VIII. Август. С.-Петербург. 1905. С. 286-313.
    Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства. Законы о подсудности и производстве следствий по проступкам священно-церковнослужителей, с объяснениями по решениям Правительствующего сената и указам Святейшего синода. СПб. 1909. 240 с.
    Легенда о младенце Гаврииле (К вопросу о ритуальных убийствах). // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. Москва. 1991. С. 84-97.
    Литература:
    Вл. I-нъ. [В. И. Иохельсон]  М. С. Вруцевич: Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. Спб. 1891 г. [Рец.] // Этнографическое обозрение. Кн. XIX. № 4. Москва. 1893. С. 162-169.
    [Рец.] М. С. Вруцевич: Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. Спб. 1891 г. // Вестник Европы. № 10. 1891. С. 838-841.
    Вруцевич М. С. 968. // Приклонский В. Л.  Материалы для библиографии Якутской области. Иркутск. 1893. С. 53, I.
    Трощанский В. Ф., Пекарский Э. К.  Якуты в их домашней обстановке. Из якутской старины. Этногр. очерк. Старые писатели о якутах. СПб. 1909. С. 16.
    Толстой Л. Н.  К революционеру. Москва. 1917. 7 с.
    Письмо графа Л. Толстого М. Вруцевичу. // Белорусская жизнь. Вильно. 9 февраля 1909. С. 2.
    Толстой Л. Н.  Письмо к революционеру. Москва. 1917. 4 с.
    Вруцевич Михаил Софронович. // Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. ІІI. Восьмидесятые годы. Вып. I. Москва. 1933. Ст. 677-678.
    Толстяков А. П.  Против «мрачной неправды» (В. Г. Короленко-редактор и «Легенда о младенце Гаврииле»). // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. Москва. 1991. С. 77-83.
    Каранкевіч Павел Васілевіч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 4. Мінск. 1997. С. 110.
    Уруцэвіч М. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 6. Кн. ІІ. Мінск. 2003. С. 584.
    Лавринович Д. С.  От «Народной воли» к «Белорусскому обществу»: несколько штрихов к политическому портрету М. С. Вруцевича. // Куляшоўскія чытанні. Матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі 24 красавіка 2008г. Магілёў. 2008. С. 158-160.
    Лавринович Д.  Эволюция стратегии и тактика западнорусских либеральных организаций в 1905-1917. гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. Т. XII. Москва. 2012. С. 250.
    Белобородов С. А.  Религиозно-организационная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX - начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург. 2012.
    Балтасарий Паштавик,
    Койданава.





Отправить комментарий