Google+ Followers

среда, 20 апреля 2016 г.

Юзеф Кобылецкий. Город Якутск и якуты. Койданава. "Кальвіна". 2016.


    Юзеф Кобылецкий (Kobyłecki Józef Szczepan) - род. в 1801 г. в Беларуси /Baranowski W.  Pierwsza Polska książka o Syberii. // Acta Universitatis Lodziensis. Zeszyty naukowe uniwersytetu Łodzkiego. Seria I. Nauki humanistyczno-społeczne. Folia Rossica. Nr. 16. Łódź. 1977. S. 69-75./.
    Служил офицером, поручик конной артиллерии в русской армии в Варшаве. С началом восстания в ноябре 1830 года его часть отступила в Брест-Литовск, где Кобылецкий подал ропот о переводе его в другие регионы Российской империи, чтобы ему не воевать против восставших соотечественников.
    Вскоре он  был переведен в Тобольск, где в 1831-1834 гг. был адъютантом начальника артиллерийского округа генерал фон Брюля. Женился в Омске на дочери генерал-майора Василия Ивановича де Сент-Лорана. Совершил многочисленные инспекционные поездки по южной и восточной Сибири, в частности, посетил Kяхту, Иркутск, добрался до Китайской границы.
    После возвращения в 1835 г. в Варшаву, где был советником в губернском ведомстве, издал в двух томах «Сообщения о Сибири и путешествия по ней, совершенные в 1831, 1832, 1833, 1834 годах» [Wiadomości o Syberii i podróże w niej odbyte w latach 1831, 1832, 1833, 1834] (Warszawa 1837), иллюстрированные собственными рисунками, использовав в них, как свои собственные записки, так и, частности о Якутии, сообщения других лиц.
    В 1846 г. был возведен в дворянство. Умер 27 февраля 1867 г. в Варшаве.
    Литература:
    Kobyłecki Michal. // Zieliński S.  Mały słownik pionierów polskich kolonjalnych i morskich. Podróżnicy, odkrywcy, zdobywcy, badacze, eksploratorzy, emigrańci, pamiętnikarze, działacze i pisarze migracyjni. Warszawa. 1933. S. 220.
    Аrmon W.  Kobyłecki Józef. // Polski słownik biograficzny. T. XIII. Ź. 22. Wrocław-Warszawa-Kraków. 1967-1968. S. 174.
    Baranowski W.  Pierwsza Polska książka o Syberii. // Acta Universitatis Lodziensis. Zeszyty naukowe uniwersytetu Łodzkiego. Seria I. Nauki humanistyczno-społeczne. Folia Rossica. Nr. 16. Łódź. 1977. S. 69-75.
    Armon W.  Polscy badacze kultury Jakutów. // Monografie z Dziejów Nauki i Techniki. T. CXII. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1977. S. 11, 27.
    Армон В.  Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К. С. Ефремова. Москва. 2001. С. 11, 26.
    Лайза  Авечкина,
    Койданава


                                   ЯКУТСК -  ГЛАВНЫЙ ГОРОД ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    Город Якутск расположен под 65° и 5″ северной широты, среди кочующих диких якутов и тунгусов; протока большой реки Лены, которая в этом месте имеет более четырех верст ширины, протекает у самого города, размещенном на обширной, в шестьдесят верст, растянутой песчаной равнине, покрытой полынью, осотом, диким чесноком и небольшим количеством цветущих растений. Расположение Якутска не очень удобное, из-за отсутствия воды, которую жители должны доставлять за три версты, ибо рукав Лены, среди зимы и в течение большей части года, пересыхает. Продуктами обеспечивают себя с судов, которые с этой целью из Иркутска водой могут прибывать только раз в год, поэтому каждый житель на такое время, должен себе заготовить запасы съестного. Насчитывается здесь четыреста домов, пять церквей, собор и один каменный монастырь, жителей несколько тысяч.
    Климат Якутска тягостный и не очень здоровый, трудно даже привыкнуть к нему давно проживающим здесь европейцам. Некоторые из купцов и богатых людей, проживающих здесь из России, которые хотят приучить своих детей к климату, отдают младенцев на несколько лет воспитанию кочующим якутам.
    С востока виднеются вдали небольшие холмы, покрытые лесом. На другой стороне реки Лены, раскинуты обширные луга и превосходные пастбища, покрытые различными ароматическими травами и диким льном.
    Лена, вытекающая из небольшого озера расположенного в Байкальских горах, протекает территорию края с юга на север около 3,450 верст и впадает в ледовитое море; берега ее представляют разнообразные пейзажи; здесь возвышаются горы, покрытые огромными кедрам, затем голые скалы образуют как бы развалины древних башен и замков, между которыми произрастают густые заросли кустов боярышника, шиповника, терна, смородины, малины, приятно веселящие взор; далее, покрытые хлебом поля, зеленеющие огороды, на лугах пасутся стада скота, принадлежащего прилегающим деревням и городам, которых здесь слишком малое находится количество, особенно к северу. Единственные города, лежащие на берегу Лены являются: Олекминск, в устье реки того же названия, Вилюйск, Якутск и Жиганск под 66° широты.
    Значительными реками, впадающими в Лену, являются: Витима, текущая от истока своего 1,178 верст, Олекма 1,822 верст, Aлдан 2,600, Вилюя и множество меньших.
    Охотский порт расположен от Якутска 1,020 верст, лежит в местности менее здоровой и от испарений Охотского моря имеет мглистый, всегда влажный, воздух, и только крепкие напитки поддерживают физические силы населения, которое по большей части состоит из моряков; несмотря на это, как сообщают почтовые донесения, приходящие один раз в год в Тобольск и там развлекаются, как могут, иногда даже бывают костюмированные вечера! Путешествия в эти края являются трудными и неудобными, осуществляется только верхом; пару лет назад голодный медведь напал на проезжающую почту и изорвал весь почтовый тюк. Те же письма сообщают, что в Охотске с трудом содержится одна корова, дающая молоко и сметану для всего портового поселения. [175-178]
                                                                             Якуты
    Этот народ занимает почти пятую часть Сибири, ограничить его можно рекой Енисеем — Ледовитым морем — Камчаткой — Охотским морем — Яблоновыми горами и рекой Нижней Тунгуской. Климат этого пространства земли, влажный и холодный. Якуты, которых насчитывают до пятидесяти тысяч, живут среди тундры [тундра, как упоминалось выше, называется болотистая местность покрытые мхом], лесов и гор; Лена почти проходит через центр их страны. Живут обычно в деревянных домиках, только некоторые имеют чумы. Дом якута сооружен из бревен, четырехугольный, очень низкий, без крыши, состоит из комнаты, кладовой, сеней и двух хлевов для собак; в середине потолка выходит высокий дымоход, единственный признак занесенного снегом жилища во время зимы; тогда, как правило, еще и пристраивают сени из хрустального прозрачного льда, а обтесанный в пластины, вставляют в окна, вместо стекольных рам. Ничего не сообщается о замках этих болотистых пустынь? Порой, когда вся трудолюбивая семья якута, сидит у комелька, огонь внезапно с шумом гаснет, дым клубами бухает по комнате, по всей хижине раздается вой собак; это волк или росомаха, которые скачут по сугробам снега, упал в дымоход; иногда опять среди глубокой тишины, когда все заняты свойственными им роботами, появляется собака-вожак со всей упряжкой и на стол кладет свои передние лапы, свора же других, сидящих на задних лапах, у края дымохода, передними размахивая по воздуху, а вой, визг и завывания слышны по всему дому. Это целая упряжка собак, которая также провалилось в дымоход, а нарта и охотник застряли наверху. Представить себе сложно весь ужас десятимесячной зимы и восьминедельной ночи!!! Отдаленность жилищ друг от друга, порой отсутствие первейших потребностей, ибо все запасы с трудом в течение короткого лета заготовленные, легко и быстро заканчиваются в долгую зиму; у некоторых же охотников найдется самовар, водка хорошего качества, ром, и даже шелковое платье на женщине. День прибытия к ним путешественника, является для них днем пиршеств и радости, до безумия.
    Народ якутов имеет характер нежный, искренний, открытый, щедрый и гостеприимный, принимает чужака вежливо, но без большой радости; исполняет христианские обряды, насколько возможно тщательно и убежденно; приспособился с незапамятных времен к степной отшельнической жизни; подготовлен к ней с детства, порой приближает свою хижину к соседям, создавая с ними небольшую, на огромном пространстве, усадьбу; очень трудолюбивый. Женщины хорошо сошьют красивые и удобные одежды, из-за этого одежда якута, самая изящная среди нарядов других народов в Сибири. Приятно смотреть на молодую якутку в подвязанной шапочке, оточенной мехом голубых песцов, из-под которой видно румяное маленькое личико, с живыми светящимися глазами, под красивыми немного заиндевелыми ресницами. Якуты, больше женщины, любят наряжаться, а хотя открытые их кафтаны, из шкур оленей мехом наружу обращенных, не имеют изысканного фасона, но широкая кайма из красного сукна, идущая по краям одежды, сзади, на рукавах и после каждого шва красиво их украшают, такую же кайму с нагрудником видно и из-под кафтана, но уже сделанную из сукна, на котором вышиты рисунки из бисера и цветных стекляшек; на шапке оточенной мехом из хвостов молодых лисиц и песцов, похожая идет поперек тесьма вышитая бисером. Нижнее платье обоих полов похожее на такие же одежды, как у самоедов.
    Черты лица якутов у одних носят признак татарского наследия, у других камчадальского. Роста небольшого, голову относительно тела имеют слишком большую. Исповедуют христианскую религию, большая, однако, часть имеет своих шаманов и почитает идолов. [179-183]
    Чукчи. Занимают пространство в северо-восточной Азии, между реками Колымой и Анадырем. Делятся так же, как и предыдущие: на сидящих и оленных. Народ этот дикий, раздражительный, склонный к грабеж и обычное дело - часто совершаемые самоубійства.
    Юкагиры. Кочуют с многочисленными стадами оленей у берега ледовитого моря, при реках: Яне, Индигирке, Aлазее, Колыме и Анадыре. Население их не больше пятьсот душ. [201]


                                                                            Самоед






Отправить комментарий