Google+ Followers

среда, 4 октября 2017 г.

Лена Инак. Нил (Николай Исакович). Койданава. "Кальвіна". 2017.










    Николай Федорович Исакович /Исаакович/ родился «6 дек. 1799» [Сборникъ Императорскаго Русскаго Историческаго Общества. Т. 62. С. Петербургъ. 1888. С. 86.] года в Оршанском уезде Могилевской губернии Российской империи, «в последних годах прошлого столетия, в городе Могилеве» [Архіепископъ Ярославскій и Ростовскій Нилъ. // Всемірная Иллюстрація. Т. XII. № 12 (№ 208). Cт. Петербургъ. 1874. С. 179.], «в декабре минувшего 1898 года.., в селе Орехи Могилевской епархии» [Трефолевъ Л.  Отношенія Иркутскаго архіепископа Нила къ декабристамъ.. // Русская старина. Т. 99. Сентябрь. 1899. С. 559.], «родом из Могилевской губернии» [Православная Богословская Энциклопедія. Под редакціей профессора А. П. Лопухина. Т. III. Петроградъ. 1902. Стлб. 1182.], «сын священника г. Могилева» [Православная Богословская Энциклопедія. Под редакціей профессора А. П. Лопухина. Т. V. Петроградъ. 1904. Стлб. 1030.], «сын могилевского священника, родился в 1796 году» [Справочный словарь о русскихъ писателяхъ и ученыхъ, умершихъ въ XVIII и XIX столѣтіяхъ и списокъ русскихъ книгъ съ 1725 по 1825. Составилъ Григорій Геннади. Т. 3. Москва. 1906. С. 41.], «9 декабря 1796 г. в с. Орехи Могилевской губернии» [Анастасенко Г. Ф.  Архиепископ Нил Исакович и его минералогическая коллекция. // Памятники науки и техники. 1990. Москва. 1992. С. 164.], теперь г. п. Ореховск Оршанского р-на Витебской обл. Республики Беларусь, «5 декабря 1797 года в городе Могилеве». [Ивановская О. Г.  Архиепископ Нил (Н.Ф. Исакович) как ярославский краевед и общественный деятель // Век нынешний, век минувший… Исторический альманах. Вып. 2. Ярославль. 2000. С. 107.].
    Отец Николая, священник Николаевской церкви в Могилевской губернии, скончался еще до рождения сына. Его мать, Марфа, определила сына в духовное училище, находящееся в Орше. Во время нахождения в Орше французских войск, вовремя войны Наполеона с Александром I в 1812 г., «Николай вместе с матерью прятался в лесу, сберегая свою кормилицу - корову. Однажды в лесу он повстречал военного доктора из французского войска. Во время разговора доктор выяснил, что юноша свободно владеет латинским языком. Восхищенный познаниями мальчика, врач написал на лбу своего собеседника по-латыни: «Peur hic maximae spei», что означает «этот ребенок подает большие надежды». [Анастасенко Г. Ф.  Аметисты архиепископа Нила. // Санкт-Петербургский Университет. № 14 (3821) 29 октября 2010.]. Затем Николай обучался в Могилевской духовной семинарии, откуда был направлен в 1821 г. в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 г., по окончании курса академии, пострижен в монашество и наречен был Нилом во имя преподобного Нила Столобенского чудотворца, 27 августа рукоположен во иеродиакона, 29 августа - во иеромонаха.
    5 сентября 1825 г. Нил был назначен в Чернигов на должность инспектора семинарии и одновременно ректора духовных училищ. После получения степени магистра философии, он был 8 мая 1928 г. переведен в Киевскую духовную академию на должность инспектора и бакалавра философии.
    2 сентября 1830 г. Нил был назначен ректором Ярославской семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиевого монастыря.
    В 1835 г. Нила вызвали в Петербург на чреду служения и 8 декабря 1835 г. хиротонисан в епископа Вятского и Слободского. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев. 
    23 апреля 1838 г. епископ Нил был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру. «Епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский» [Списки iерарховъ и настоятелей монастырей Россійскіѧ Цєркви составилъ изъ достовѣрныхъ источниковъ Павелъ Строевъ, ординарный академикъ Императорской С.-Петербургской Академіи Наукъ, член Археологической Комиссіи и разныхъ другихъ ученыхъ обществъ. С.-Петербургъ. 1877. Стлб. 556.], «в период пребывания Якутского края в составе Иркутской епархии (1731-1856 гг.» [Юрганова И. И. Якутский Спасский мужской монастырь: этапы деятельности. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Научный журнал. № 4. Владивосток. 2014. С. 98.].
     «В 1834 г. Якутск посетил известный сибирский миссионер архиепископ Нил (Исакович). Результатом этой поездки стало создание в крае двух походных церквей с постоянным штатом. Ознакомившись с состоянием дел, архиепископ счел необходимым подать ходатайство в Синод об "изыскании возможностей" обеспечения края кадрами священнослужителей, результатом которого стало назначение выпускников и воспитанников семинарий центральных губерний на вакантные места в Камчатскую епархию (в состав которой в 1852 г. был включен Якутский край)» [Юрганова И.И. Иркутский период в деятельности Русской православной церкви в Якутском крае. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Т. 11. № 1. Якутск. 2014. С. 69-70.].
    13 апреля 1840 г. епископ Нил был возведен в сан архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского. В 1841 г из состава Иркутской епархии была выделена «самостоятельная епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, первым епископом которой стал бывший подчиненный Нила Иннокентий (Вениаминов)» [Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII – начала XX века. Материалы к биобиблиографическому словарю. Сост. С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова. Иркутск. 2016. С. 22.]. 
    Будучи в Якутской области «Архиепископ Нил, проезжая в 1843 году Кангаласско-Покровский приход, записал: „[О хлебопашестве и огородничестве якуты не имеют никакого понятия и к делу сему не прилагали и не прилагают рук.] Чем же питаются они? Богатые от стад своих, а бедные не имея и того, что, в собственном смысле есть хлеб наш насущный обращают в пищу леса. Две трети населения вместо обычного на Руси хлеба довольствуются сосновою корою” [* А. Н. Путевые записки. Ярославль, 1874, стр. 279.]». /Ионова О. В.  Растительная пища якутов. // Сборник статей и материалов по этнографии народов Якутии. Т. II. Якутск. 1961. С. 30./ Далее архиепископ Нил пишет: «На лесо-истребительный подвиг номад сих смотрят здесь с равнодушием; как будто леса неистребимы, и сами по себе не стоят того, чтобы думать о них.
    В статистических отчетах не приходилось мне встречать даже намека о количестве соснового леса, истребляемого ежегодно голодующими якутами. Но о. Терентий и другие старожилы из русских уверяли, что потребление это огромно. Ибо, по словам их, две трети Якутского населения, вместо обычного на Руси хлеба, довольствуются сосновою корою.
    Кору эту видел я, и имею ее в разных видах. Взятый же мною, для опыта, образцовый кусок коры показал, что он, будучи 6-ти вершков в длину и 4-х в ширину, при толщине оберточной бумаги, весит около 7 золотников.
    Отсюда следует, что для получения одного пуда сушеной коры требуется 15 сосен, имеющих четверть в поперечнике и сажень в вышину.
    При этом количестве, взятом за единицу, предположим, что в Якутской области питаются корою не две (как меня уверяли), а только одна треть инородческого населения, то есть, тысяч пятьдесят душ, и что на каждую из них добываемо бывает ежегодно пищи из коры по одному пуду: окажется, что несчастные, для поддержки жизни своей, истребляют каждое лето дерев, условно взятого нами возраста, не менее восьмисот тысяч.
    Но всякий скажет, что порция, ограниченная одним пудом, и притом не жировой, а растительной пищи, слишком далека от того, чтоб поддерживать, в течение года, жизнь нашу.
    Даже удесятеривши выведенный предположительно итог, по мнению моему, мы, все-таки, не достигнем до цифры действительного потребления в снедь злополучной сосны.
    С буддийскими и шаманскими легендами и мифологиею их довольно ознакомлен я. И многое поведуемое ими объяснил для себя, то по началам здравого смысла, то по общим рода человеческого преданиям. Но сказание о том, что потомки бодисады Мавдзы, то есть, первого в мире человека, умножившись, пожрали леса, и потом гибли от голодной смерти, — в понятии моем было пустым мифом. Ибо ни о мамонтах первобытного мира не говорит ни одно предание, что они погибли от недостатка в пище, ни о существующих доныне диких слонах, представителях допотопного мира, никак нельзя сказать, что ими доводятся леса до исчезновения, и что они сами себе готовят голодную смерть. Как же допустить буддийский миф о съедении потомками Мандзы целых лесов и о постигшей их, вследствие того, лютой доле?
    Силлогистика ответит нам, что это несбыточно и немыслимо, словом — tendit ad absurdum. Но живой опыт в противном удостоверяет.
    Якуты с соседними им номадами, обращая леса в снедь, губят их горше саранчи.
    Необъятные пространства, еще недавно красовавшиеся неувядаемою зеленью, теперь глядят скелетами.
    Умалчиваю о тоске, ими возбуждаемой, но нельзя не проговорить слова о вреде, проистекающем от них.
    Облупленные дерева, оставаясь на корне, естественно отнимают место у соседних с ними живых дерев; а в случаях лесного пожара, они служат ровно трутом или поджогою.
    И здесь-то главная причина лесных опустошений, сделавшихся обычными на протяжении Лены.
    Беду эту все видят, но в суждение об ней никто не входит, толкуя про себя как бы так — quod supra nos, non ad nos.
    Но неужели апатичный этот взгляд сегодня и завтра должен оставаться неизменным; ужели уроки южных окраин России, цветших некогда славою Ливана и Кармила, а потом обратившихся чуть ни в пустынную Аравию, — ужели уроки сии непоучительны даже для той глубокой Сибири, в которой нахожусь я ныне, яко странник и пришелец?
    Диссертацию об этом предмете не мне и не теперь писать. Но нелишним кажется дать вопрос на рассуждение мыслящих: ежели вся южная Европа много терпит от оскудения в ней лесов и сопряженного с ними топлива: то каковою быть должна грядущая доля Сибири, за беспечно готовимым ей потреблением лесов?». /А. Н. Путевыя записки. Въ двухъ частяхъ. Ярославль. 1874. С. 279-283./






    Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки. Создаются первые походные церкви - Николаевская и Благовещенская. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 г. [1845] была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь. Он открыл в Иркутске женское духовное училище, при нем было построено здание духовной семинарии и каменная Успенская церковь в Иркутске, заложено здание девичьего института и освящена церковь во имя св. царицы Александры. Было принято пожертвование в 250 тыс. руб. на строительство нового Кафедрального собора.
    Также: “Успения Пресвятым Богородицы... В г. Гродно, в соборной, приходской церкви. Церковь каменная, с таковою колокольней, в каменной с железными решетками ограде, устроена в 1804 году из сооруженного в 1551 году запустелого от пожара храма. В нем имеются: перламутровый крест с частицею св. мощей св. Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, предоставленный собору Архиепископом Иркутским Нилом, и деревянный крест с частицами св. мощей свв. благоверных князей Константина, Михаила, Феодора и чад его, Муромских чудотворцев - приношение мирового посредника Левицкого, получившего этот крест от протоиерея Александра Бершанского - оба сии креста вделаны в киоты, каждый особо; — образ Спасителя в серебряной ризе художественной работы, устроенный, по надписи на нем, „в память участия при исполнении Высочайшего указа 1863 года усердием служащих крестьянскому делу по Гродненской губернии в 1863-1865 годах, вклад собору», причем на металлической доске вырезаны имена и фамилии лиц, участвовавших в сооружении сего образа, в числе коих значится генерал-губернатор Северо-Западного края граф М. И. Муравьев». [Епископъ Iосифъ. Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка. Изданіе 2-е, значительно дополненное историческими статьями о мѣстныхъ святыняхъ, новыми статистическими данными, библіографическими указаніями и личными наблюденіями - съ 10 фототипическими видами. Т. I. Воронежъ. 1899. С. 158.].
    «Преподобной Марфы. В г. Гродно, в кладбищенской церкви. Церковь каменная, - сооружена в 1848 году на средства б. Архиепископа Иркутского, а потом Ярославского Нила, ради погребения здесь матери его Марфы Носковичевой, умершей 4 Мая 1840 года 74 лет, как об этом значится на плите в восточной стене храма. В этой церкви, вправо от входа в нее, погребен преосвященный Игнатий Железовский, епископ Брестский, первый из епископов Берестских, живший и умерший на 71 году жизни, 1 апреля 1872 года, в г. Гродне - месте постоянного, со времени епископства Брестских епископов в г. Гродне, пребывания... При вратах кладбища имеется каменная часовня в честь Воскресения Христова, устроенная в 1890 году стараниями и средствами местного мещанина Сергия Толочко и других усердствовавших сему делу лиц». [Епископъ Iосифъ. Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка. Изданіе 2-е, значительно дополненное историческими статьями о мѣстныхъ святыняхъ, новыми статистическими данными, библіографическими указаніями и личными наблюденіями - съ 10 фототипическими видами. Т. I. Воронежъ. 1899. С. 115.]
    Фамилия Носкович повторена епископом Иосифом и во втором томе: «Марфа Носковичева», «Марфа преподобная – святая». [Епископъ Iосифъ. Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка. Изданіе 2-е, значительно дополненное историческими статьями о мѣстныхъ святыняхъ, новыми статистическими данными, библіографическими указаніями и личными наблюденіями - съ 7 рисунками. Т. II. Воронежъ. 1899. С. 812, 817.] «Весной 1846 года в возрасте 74-х лет умерла мать уроженца Гродненской губернии архиепископа Иркутского, а потом и Якутского Нила (Исаковича) - Марфа Носкович. Скорбя по тяжелой утрате, любящий сын для погребения на гродненском кладбище своей набожной матери решил построить здесь небольшую церковь, получившую название во имя преподобной Марфы. Серьезное содействие в деле ее строительства сыграл тогдашний директор Гродненской гимназии и училищ губернии Иван Павлович Барковский. В 1848 году церковь была освящена, а через год в ней была погребена мать епископа Нила, до этого преданная земле неподалеку от кладбищенских ворот. Тогда же в алтарной части храма была установлена памятная мраморная плита со следующей надписью: “Здесь покоится прах священницы Марфы Носковичевой, матери архиепископа Иркутского и Якутского и Кавалера Нила, в память коей воздвигнут сей храм в 1848 году” [* Зная о существовании этой мраморной плиты по ряду исторических источников прошлого века, я был приятно удивлен, когда совсем недавно увидел, что на своем месте она находится и в настоящее время, за что приношу свою сердечную признательность служащему в Свято-Марфинской кладбищенской церкви отцу Илие, любезно показавшему мне эту достопримечательность храма]. Тот же архиепископ Нил прислал Гродненскому Софийскому собору, попечительствующему за местным кладбищем, драгоценный дар - перламутровый крест с частицей мощей св. Петра (XIV в.), митрополита Московского». [Черепица В. И.  Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2001. С. 39, 225.] «В ней похоронена мать епископа Нила Марфа Носкович, о чем свидетельствует надпись на плите с восточной стороны храма». [Кулагін А. М.  Праваслаўныя храмы Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 2007. С. 129.] Возможно это и есть настоящая фамилия Николая Исаковича? Или же некоторая путаница с Марфами и Нилами... 
    Скорее всего, и то, что один «писака» прочитал надпись на надгробии Марфы как «Носковичева», вместо «Исаковичева», а другие «профессора» написанное утвердили...
    Ибо:

    «„Здесь покоится прах Священницы Марфы Исаковичевой, матери архиепископа Иркутского и Якутского и Кавалера Нила, скончавшейся 4-го мая 1846 года, имевшей от роду 74-е года, в память коей последним воздвигнут сей храм в 1848-м году” - повествует надпись на мемориальной плите в алтаре церкви. В 1848 году на деньги архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила и при содействии директора гродненской гимназии И. Борковского на православном кладбище при Софийском соборе была построена церковь во имя преподобной Марфы. В 1866 году епископ Брестский Игнатий обратился к губернатору Гродненскому с просьбой оказать содействие в реконструкции старой каменной церкви, которая „по наружности не имеет вида Православного храма и по внутреннему устройству весьма бедна, а по объему своему до того тесна, что затрудняет как священнослужителей, так и мирян, особенно при отпевании”. В связи с реконструкцией был выполнен проект „на расширение и благовидное наружное устройство сей церкви, на каковый предмет по сметному исчислению потребуется 1650 рублей”. Устроитель церкви на кладбище, в это время Ярославский архиепископ, Нил пожертвовал на реконструкцию 300 рублей. В 1867 году составлены были план и сметы на перестройку кладбищенской церкви. Подрядчиками строительства выступили прусский подданный Карл Кельм и Бернард Гениуш. Для осуществления работ и контроля за ними был создан специальный комитет, и к 1868 году реконструкция кладбищенской церкви во имя преподобной Марфы была завершена. Многие годы церковь была действующей, в ней совершалось Богослужение. В советские времена церковь была закрыта и пришла в разрушение. В 1990 году решением Гродненского горисполкома были возвращены Православной Церкви две старинные святыни: Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь и церковь во имя преподобной Марфы. По благословению митрополита Минского и Гродненского Филарета, восстановление Марфинской церкви было поручено иерею Илье Комкову. Отец Илья обратился в производственный кооператив „Декор”, и, с Божией помощью, в кратчайший срок (с августа 1990 по июль 1991 года) - храм восстал из руин, и в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла был заново освящен митрополитом Филаретом. С этого дня Свято - Марфинская церковь стала еще одним действующим храмом в Гродненской епархии. За восстановление храма Владыка Экзарх возвел о. Илью Комкова в сан протоиерея». [http://www.orthos. org/grodno/structura_region /structura_gg_hr.htm#sv_pokr]



    «Реконструкции исторических зданий в центре Гродно с использованием пеноблоков давно перестали быть новостью. За последние семь-восемь лет в области охраны историко-культурного наследия мы вернулись на уровень 1970-х гг., когда историческую застройку Гродно «валили» целыми кварталами. Однако сегодня происходят вещи, которые превосходят даже самые печальные ожидания, пишет harodnia.com.
    Любой житель Гродно скажет, что самая старая православная церковь города — Борисоглебский храм (Коложская церковь). А того, что вторым по древности православным храмом города является церковь преподобной Марфы на старом кладбище по улице Антонова — не знает почти никто. Церковь построена в 1846-1848 гг. и является памятником архитектуры позднего классицизма. Ее строительство финансировал Гродненский архиепископ Нил, чтобы похоронить там тело своей матери. В 1867 г. церковь была реконструирована и приобрела современный вид. Нил, который в то время являлся якутским архиепископом, пожертвовал на перестройку храма 300 рублей. В послевоенный период церковь стояла заброшенной и только в конце 1980-х гг. наконец была передана православным верующим.
    В августе 1990 г. на средства Покровского собора фирмой «Декор» были начаты реставрационные работы, которые завершились в июле следующего года. Тогда же были приведены в надлежащее состояние и могилы вокруг церкви. Примерно в то же время церковь совершенно справедливо включили в список памятников архитектуры Беларуси.
    Но вот год тому назад началась реконструкция, которая приведет к тому, что классицистическое компактный здание превратится в собор фактически в два раза превышающий по размерам за старую церковь. При этом будут уничтожены характерные для середины 19 в. архитектурные детали, зато на здании появятся псевдорусские купола-луковицы! На месте алтаря нового храма также окажутся могилы жителей Гродно, которые ранее находились у стен церкви.
    Почему это происходит? Оказывается еще в начале 2000-х гг. по неясным причинам этот храм, так же как и все старое кладбище по ул. Антонова, был из списка культурного наследия исключен, и сегодня его никто не охраняет. Официально, это уже не памятник архитектуры, и поэтому так легко было начать перестройку интересного храма, его обезличивание и подгонку под излюбленные сегодня образцы псевдорусского стиля с обязательным барабаном, куполом и луковицами. 
    Вообще, старые кладбища по улице Антонова, как православное так и католическое, находятся в запущенном состоянии. Объект, который бы мог быть заметным местом на туристической карте города, основательно изучен еще в начале 1990-х гг., но совсем не охвачены работами ни по реставрации, ни по консервации надгробий, некоторым из которых уже по 200 лет и которые являются настоящими шедеврами. В середине 2000-х на кладбище были вырублены все деревья и заложены новой плиткой старые мощеные дорожки. Сказать, что стало лучше нельзя, поскольку духа старины стало меньше, а процессы разрушения ускорились. Например, интенсивнее стал разрастаться кустарник, который просто разрывает древние надгробия. Инф. harodnia.com - https://nn.by/?c=ar&i=116615&lang=ru». [Царква прападобнай Марфы ў Гродне – чарговы «шэдэўр» з пенаблокаў. Помнік архітэктуры позняга класіцызму рэканструююць па-беларуску. // Наша ніва. Мінск. 17 кастрычніка 2013. https://nn.by/?c=ar&i=116615&lang=ru]
    Также в Иркутске Нил занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. Также Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Вместе с бурятом протоиереем Николаем Ниловым Доржиевым, который впоследствии преподавал монгольский язык в Санкт-Петербургском университете, Нил перевел на бурятский язык Евангелие, к 1854 г. были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. Написал он и ряд пособий по переводу богослужебных текстов с русского на бурятский, чем немало послужил введению кириллического алфавита в Бурятии.
    Одновременно с просветительской деятельностью Нил неутомимо исследует берега Байкала, Иркута, Китоя, Лены и Ангары. В своих путешествиях он собрал свою прекраснейшую и редкую по объему и ценности коллекцию минералов. 
    «Проводил христианизацию бурят, не останавливаясь перед принуждением, суровыми мерами боролся со старообрядцами Забайкалья. Это вызвало недовольство генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского, по предложению к-рого Н. был переведен в Ярославль». /Дулов А. В.  Нил (Исакович Николай Федорович). // Историческая энциклопедия Сибири. К-Р. Новосибирск. 2009. С. 485./ 
   Архиепископу Нилу «В сент. 1852 велено, по прежнему, именоваться „Иркутский и Нерчинский” а в Якутске особый архиерей» [Списки iерарховъ и настоятелей монастырей Россійскіѧ Цєркви составилъ изъ достовѣрныхъ источниковъ Павелъ Строевъ, ординарный академикъ Императорской С.-Петербургской Академіи Наукъ, член Археологической Комиссіи и разныхъ другихъ ученыхъ обществъ. С.-Петербургъ. 1877. Стлб. 556.] В мае 1853 г. архиепископ Нил выехал в Ростов. С 24 декабря 1853 г. он уже архиепископ Ярославский и Ростовский. 
    «После восстания 1863-1864 гг. все «польские» школы в Могилевской губернии были закрыты, а обучение на польском языке запрещено. В октябре 1864 г. губерния была присоединена к Виленскому учебному округу (ВУО), где шло создание начальных школ с русским языком преподавания. Активное школьное строительство, в свою очередь, породило острейшую кадровую проблему, вызванную увольнением всех учителей-католиков. Генерал-губернатор Виленского края М. Н. Муравьев видел решение кадровой проблемы в передаче народного просвещения в руки православной церкви. Но в «муравьевскую эпоху» свободный доступ в народные училища получили, прежде всего, выходцы из русских губерний. Они были вызваны в край М. Н. Муравьевым и попечителем округа И. П. Корниловым при поддержке митрополита Московского Филарета и архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича), уроженца Могилева». /Гулюк М. А.  Роль православной церкви в подготовке педагогических кадров для Могилевской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. // Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць. Зборнік навуковых прац удзельнікаў VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі 26-27 чэрвеня 2013 г. Магілёў. 2013. С. 95./ Архиепископ Нил в своих записках нигде не упоминает о белорусском языке. Совсем другое у него отношение к украинскому: «И тот историк, который, касаясь становления дел Веры в Якутском крае, умолчит о старце Терентии, не будет правым... Тут о. Терентий жительствует и священствует в приходе Покровском с 1792 г., следовательно, пятьдесят лет; а от роду ему 77 годов. Это мужчина высокого роста, величавой наружности, далекий от старческой дряхлости, и даже не отвыкший от родной ему малороссийской интонации. Для меня, сродненного с Малороссиею, проведшего годы на службе в Чернигове и Киеве, не трудно было заговорить с ветераном языком малоросса [* Дычковский — уроженец Полтавской губернии, сын войскового писаря. Он был истый тип Малоросса — по простоте души, горячности к вере и правде.]. Тогда глаза его засияли, сам он будто помолодел и терялся от радости, как отвечать на сладкий голос родины, давно — давно оставленной им». /А. Н. Путевыя записки. Въ двухъ частяхъ. Ярославль. 1874. С. 276./ 
    Архиепископ Ярославский и Ростовский Нил в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. В Ярославле при владыке Ниле свет увидели первые печатные описания епархии и храмов Ярославля. Владыка был почетным членом Московского Общества Испытателей Природы, Археологического, Русского Географического и других Императорских обществ, попечителем учебных заведений и был удостоен других званий и почестей, которые занимают почти четыре листа в его послужном листе, который хранится в Ярославском музее-заповеднике, среди других его бумаг. «Послужной список Нила, архиепископа Ярославского и Ростовского за 1863 г. // Гос. Архив Якутской области (ГАЯО), Ф. 230, оп, 2, д. 2320». [Анастасенко Г. Ф.  Архиепископ Нил Исакович и его минералогическая коллекция. // Памятники науки и техники. 1990. Москва. 1992. С. 167, 177.] Стены его кабинета были обставлены шкафами, где лежали тысячи минералов, на полках стояло множество книг, на столах стояли машины: электрическая, гальваническая, дагерротип. За период своей миссионерской деятельности обратил в православие до 40 тысяч человек. 6 февраля 1874 г. он пожертвовал свою коллекцию минералов Петербургскому университету.







    За несколько лет до кончины Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.
    Скончался архиепископ Нил 21 июня 1874 г. в Ярославле от воспаления легких и был похоронен в Спасо-Преображенском монастыре, в пределе преподобного Нила Столобенского Печерской церкви, где над его могилой высится алтарь во имя Нила Столобенского.
    Работы Нила были хорошо известны в русском обществе XIX в., а сам он также послужил прототипом миссионера в романе Н. С. Лескова «На краю света».
    Много сведений о шаманизме и этнографии сибирских народов, содержится в его сочинении: Путевые записки а[рхиепископа] Н[ила]. В 2-х ч. Ярославль, тип. Губ. земск. управы, 1874. XIV, 497 с. с порт., где описание пути от Вятки до Иркутска (1838), затем по Лене в Якутск и обратно (1843), где бегло рассказано о городах и селениях, посещение церквей и монастырей, состояние церковного дела, путевые эпизоды, описание природы, этнографические зарисовки тунгусов и якутов, сведения исторического характера о крае.
    «Рукописи путевых записок и дневников (в том числе некоторые тексты, не вошедшие в указанные выше публикации) хранятся в ГАЯО, в составе личного рукописного собрания Н.: Путевые записки архиепископа Нила. ГАЯО, фонд коллекции рукописей, оп. 1, д. 183 (29) (Записки, веденные в путешествии по Забайкальскому тракту и вообще в Забайкальской крае в 1839 году, л. 1-24 об.; Записки по Ленскому пути в 1840 году. л. 24а-34 об.; Путь по Ленскому тракту 1851 года. д. 35-41); д. 205. (Путевые записки, веденные архиепископом Нилом во время поездки в г. Якутск в 1843 году с 4 числа июля по 4-е число сентября, л. 16-146 об.; Путевые записки в путешествии по тракту Ангарскому в 1844-м году, л. 148-170 об.; Записки по Забайкальскому тракту. 1846. л. 183-198. Записки, веденные в путешествии по Московскому тракту в 1850 году, л. 206-218 об.); д. 205 (678) (Путевые записки от Иркутска до Ярославля. Май 1854 года. л. 1-31; Путь от Иркутска до Ярославля. 1854. л. 40-111)» ]. [Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII – начала XX века. Материалы к биобиблиографическому словарю. Сост. С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова. Иркутск. 2016. С. 30-31.]



    Труды:
    Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. Сочинение Нила, архиеп. Ярославского. Санкт-Петербург. Тип. Г. Трусова. 1858. [6], 386 с.
    Хронологический указатель иерархов ростовской и ярославской паствы, от учреждения ее при св. равноапостольном великом князе Владимире до настоящего времени. Санкт-Петербург. Тип. Г. Трусова. 1859. 15 с.
    Слова и речи архиепископа Нила. Ярославль. Тип. Г. Фальк. 1860. [2], 212, 8 с. 1 л. портр.
    Беседа в день обнародования высочайшего манифеста о даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве быта их. [Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский]. - [Санкт-Петербург] Тип. Департамента уделов. [1861]. 8 с. /Извлечение из № 14 «Духовной беседы». 1861 г./
     Пустынь преподобного Нила в горах Саянских // Ярославские епархиальные ведомости. № 37. 1961.
    Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы. Сост. а. Нил. Ярославль. Тип. Г. Фальк. 1862. 96 с., 1 л. ил.
    Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монгольском языке в 1867 г. (рукопись Синод. арх. № 2129).
    Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития святых благоверных кн. Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы. Сост. а. Нил. 2-е изд. Ярославль. Тип. Г. Фальк. 1869. 96 с., 1 л. ил.
    Путевые записки [преосвященного] а[рхиепископа] Н[ила]. Ч. 1. Ярославль. Тип. Г. Фалька. 1869. [2], 333 с. /Извлечение из Ярославских епархиальных ведомостей за 1868-1869 гг. Извлечение из Ярославских епархиальных ведомостей за 1868, № 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 20; 1869, № 1, 5, 7-8, 10-11, 16-17, 21-22, 25-27; (под загл.: Из путевых записок преосвященного архиепископа Нила).
    Путевые записки [преосвященного] а[рхиепископа] Н[ила]. Ч. 2. Ярославль. Тип. Г. Фалька. 1871. [2], 192 с. /Извлечение из Ярославских епархиальных ведомостей за 1870, № 31, 34-36, 38, 43-44, 47-48, 51-52; 1871, № 5-12 (под загл.: Из путевых записок преосвященного архиепископа Нила).
*    Путевые записки [преосвященного] а[рхиепископа] Н[ила]. В двух частях. Ярославль. Тип. Губернской земской управы. 1874. [2], 498, XIV с., 1 л. фотолитографический портрет автора. (рец.: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Москва-Сергиев Посад, 1891, август-сентябрь, с. 383-385.).
    Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717-1771. // Иркутские епархиальные ведомости, 1875.
    Замечательное сновидение А. Н. Москва. Тип. В. Готье. 1875. 4 с.
    Замечательное сновидение. [Москва] Тип. И. Ефимова. 1880. 4 с.
    Замечательное сновидение. [Киев] Тип. Киево-Печорской лавры. 1888. 4 с.
    Замечательное сновидение покойного Ярославского архиепископа Нила. Москва. Тип. И. Ефимова. 1886. 4 с. [Благословение обители Святого Пантелеймона] № 4). /Является частью изд. конволюта: Афонские листки, изданные афонским Русским Пантелеймоновым монастырем: №№ 1-100. Москва. Тип. И. Ефимова. 1888./
    Замечательное сновидение [Соч.] покойного Ярославского архиепископа Нила. 3-е изд. Москва. Типо-лит. И. Ефимова. 1894. 4 с. (Благословение обители Святого Пантелеймона. № 4).
    Замечательное сновидение [Соч.] покойного Ярославского архиепископа Нила. 6-е изд. Москва. Типо-лит. И. Ефимова. 1901. 4 с. (Благословение обители Святого Пантелеймона. № 4).
    Замечательное сновидение. [Соч.] покойного Ярославского архиепископа Нила. 7-е изд. Москва. Типо-лит. И. Ефимова. 1904. 4 с. (Благословение обители Святого Пантелеймона. № 4).
    А[рхиепископ.]  Путевые записки. Ярославль. 1874. 497, XIV с. С. 76-85, 89-93. Публикация Н. Куликаускене и С. Медведева. // Земля Иркутская. №14. Иркутск. 2000. С. 34-38.
*    Нил (Исакович), архиепископ. Путевые записки. [Текст печатается по второму изданию: Н[ил] А[рхиепископ.]  Путевые записки. Ярославль. 1874. 497, XIV с. С. 76-85, 89-93.] // Куликаускене Н. В.  Прошлое – будущему. Иркутск. 2012. С. 122-143.
    Литература:
    Шуровский Г. Е.  Осмотр окрестностей Ярославля и геологического кабинета преосвященного Нила. // Ярославские губернские ведомости. Ярославль. № 45. 10 октября 1866. С. 1.
*    Юбилейный актъ Императорскаго С. Петербургскаго Университета 8 февраля 1869 года. С.-Петербургъ. 1869. С. 16.
*    Нілъ Исаковичь. // Списки архіереевъ и архіерейскихъ каѳедръ іерархіи Всероссійской со времени учрежденія Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода. (1721-1871.) Составилъ Юрій Толстой. Санктпетербургъ. 1872. С. 37.
    Слово при погребеніи Архіепископа Нила. Прот. І. Троицкаго. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. № 27. 1874. С. 210.
    Рѣчь при гробѣ Архіепископа Нила. Прот. І. Архангельскаго. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. № 27. 1874. С. 214.
    Рѣчь при отпѣваніи тѣла в Бозѣ почившаго преосвещеннейшаго Архіепископа Нила. Прот. Н. Тихвинскаго. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. № 27. 1874. С. 215-216.
    Духовное завѣщаніе Архіепископа Нила. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. № 28. 1874. С. 217, 225.
    Церемоніалъ погребенія Архіепископа Яр. и Ростов. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. 1874. С. 223.
    Рѣчь Архіепископу Нилу, сказанная свящ. Яросл. Всехсвятской церкви I. Сперанскимъ, послѣ произведенія его въ санъ протоірея (7 апрѣля 1874 г. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. 1874. С. 233.
    Слово в 40-й день по кончинѣ Высокопреосвященнейшаго Нила, Архіепископа Ярославскаго и Ростовскаго. Прот. Н. Тихвинскаго. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. № 32. 1874. С. 249-253.
    Рѣчь надъ могилою Архіепископа Нила въ 40-й день по его кончинѣ. Прот. І. Архангельскаго. // Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Ярославль. 1874. С. 257.
    С-ский Д. И.  Преосвященный Нил, архиепископ Ярославский. // Миссионер. № 28. 1874. С. 255.
    Высокопреосвященный Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский. (Некролог). Ярославль. 1874. 8 с. /Извлечения из «Ярославских епархиальных ведомостей» 1874 г., ч. неофиц., №№ 26-29./
    Тихвинский Н.  Слово в 40-й день по кончине Высокопреосвященнейшего Нила, архиепископа Ярославского и Ростовского. Ярославль. 1874. 13 с.
*    Архіепископъ Ярославскій и Ростовскій Нилъ. // Всемірная Иллюстрація. Т. XII. № 12 (№ 208). Cт. Петербургъ. 1874. С. 179-180.
    Лествицын В.  Монгольские переводы архиепископа Нила. // Ярославские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. Ярославль. № 76. 1875. С. 5.
    Протоколы заседаний Совета Императорского С.-Петербургского университета за первую половину 1874-1875 академического года. № 11. С.-Петербург. 1875. С. 15.
    Заслуги Преосвященного Ярославского Нила (по всеподданнейшему отчету Обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1874 год). // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1876. С. 111-112.
    Венок на могилу Архиепископа Ярославского Нила. // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1877. С. 229.
*    Нилъ Исаковичь. // Списки iерарховъ и настоятелей монастырей Россійскіѧ Цєркви составилъ изъ достовѣрныхъ источниковъ Павелъ Строевъ, ординарный академикъ Императорской С.-Петербургской Академіи Наукъ, член Археологической Комиссіи и разныхъ другихъ ученыхъ обществъ. С.-Петербургъ. 1877. Стлб. 335, 556, 801.
    Одна из острот архиепископа Нила. // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Ярославль. № 17. 1879. С. 136.
    Отзыв митрополита Иннокентия об архиепископе Ниле Исаковиче. // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Ярославль. 1879. С. 272.
    Виноградов А.  Из Иркутских воспоминаний о преосвященном Ниле (Исаковиче). // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Ярославль. № 21. 1880. С. 115.
     Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. Ярославль. 1881. С. 76.
*    Нилъ (до постриженія Николай Ѳедоровичъ Исаковичъ). // [Азбучный указатель именъ русскихъ дѣятелей, имѣющихъ быть помѣщенными въ «Біографическій Словарь», издаваемый Императорскимъ Русскимъ Историческимъ Обществомъ. Ч. ІІ. М-Ѳ.] // Сборникъ Императорскаго Русскаго Историческаго Общества. Т. 62. С. Петербургъ. 1888. С. 86.
    Н. Д[урново].  Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. Москва. 1888. С. 24.

*    Двѣ могилы въ Покровскомъ миссіонерскомъ монастырѣ въ Москвѣ. Историко-біографическіе очерки священно-архимандритовъ о. Филарета и о. Веніамина. По рукописнымъ матеріаламъ составилъ Н. Бочаровъ. Москва. 1889. С. 138-141, 234-235.
*    Нилъ, архіепископъ Ростов. и Яросл.; Нилъ, архіепископъ Яр. и Рост. // Титовъ А. А. Ѧрославскіѧ Єпархіальныѧ Вѣдомости. Неоффиціальная часть. Списокъ и указатель статей, помѣщенныхъ въ вѣдомостяхъ за все время ихъ существованія 1860-1892 гг. Сергіевъ Посадъ. 1893. С. 2,4, 6-10, 12, 26, 32, 37, 39, 42-43, 52, 54, 58, 67, 71, 76, 81, 85, 100-101, 105, 109, 159, 187, 195.
    Головщиков К. Д.  Ярославский архиепископ Нил. // Могилевские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Могилев. № 17. 1894. С. 5.
    Головщиков К. Д.  Ярославский архиепископ Нил. Биобиблиографический очерк. Могилев-на-Днепре. 1894. С. 5.
*    Нилъ Исаковичъ, въ мірѣ Николай Ѳедоровичъ. // Списки Архіереевъ Іерарахіи Всероссійской и Архіереӥскихъ Кафѳдръ со времени учрежденія Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода (1721-1895). Санктпетербуръ. 1896. С. 32, 93, 95, 111, 120.
*    Нилъ (въ мірѣ Николай Ѳедоровичъ Исаковичъ). // Энциклопедическій словарь. Издатели: Ф. А. Брокгаузъ (Лейпцигъ). И. А. Ефронъ (С.-Петррбургъ). Т. XXI. [Кн. 41]. Нибелунги – Нэффцеръ. С.-Петербург. 1897. С. 150.
    Ханыков В.  Предполагаемое жизнеописание преосвященного Нила // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Ярославль. № 5. 1898.
    Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский. // Северный край. Ярославль. № 9. 10 декабря 1898. С. 2.
    Вернадский В. И.  Письмо в редакцию. // Северный край. Ярославль. № 16. 17 декабря 1898. С. 3-4.
*    Трефолевъ Л.  Отношенія Иркутскаго архіепископа Нила къ декабристамъ. (Письма княгини Е. И. Трубецкой, князя С. П. Трубецкаго и князя С. Г. Волконскаго). // Русская Старина. Ежемѣсячное историческое изданіе. Т. 99. Сентябрь. С.-Петербургъ. 1899. С. 559-569.
*    Храмовыя престольныя празднества Православныхъ церквей Гродненской губерніи въ порядкѣ святцевъ Православной церкви, - съ означеніемъ мѣстонахожденія каждой церкви по уѣзду, благочинію и селенію или городу, - времени сооруженія и кѣмъ сооружена, - каменная или деревянная, домовая, придѣльная, - самостоятельно приходская, или приписная, кладбищенская, монастырская, - въ какомъ разстояніи отъ уѣзднаго города - если церковь приходская, и отъ приходской - если приписная или кладбищенская, а соборныхъ городскихъ - отъ губернскаго города, - сколько прихожанъ при каждой приходской церкви, въ какихъ они селеніяхъ и въ какомъ разстояніи отъ приходской церкви самое отдаленное изъ селеніи прихода, - сколько въ предѣлахъ прихода приписныхъ и кладбищенскихъ церквей, церковныхъ и народныхъ школъ и въ какихъ оныя селеніяхъ, - количество учащихся, - количество земли церковной, - какія въ каждой церкви особо выдающіяся святыни и вообще замѣчательные въ какомъ-либо отношеніи предметы, а въ предѣлахъ прихода - замѣчательныя въ религіозномъ отношеніи для Православія мѣста, - какія гдѣ есть приношенія Высочайшихъ Особъ, - что гдѣ сдѣлано покойнымъ Графомъ Михаиломъ Николаевичемъ Муравьевымъ или по его иниціативѣ въ его управленіе краемъ, а также и другими выдающимися лицами, - имѣющіяся о мѣстахъ, лицахъ и предметахъ библіографическія указанія, кромѣ клировыхъ вѣдомостей 1890 года, по даннымъ коихъ главнымъ образомъ веденъ отдѣлъ. // Епископъ Iосифъ. Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка. Изданіе 2-е, значительно дополненное историческими статьями о мѣстныхъ святыняхъ, новыми статистическими данными, библіографическими указаніями и личными наблюденіями - съ 10 фототипическими видами. Т. I. Воронежъ. 1899. С. 115, 158.
*    Указатель именъ и фамилій лицъ, въ книгѣ сей упоминаемыхъ, съ означеніемъ страницъ книги. // Епископъ Iосифъ. Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ ХІХ вѣка. Изданіе 2-е, значительно дополненное историческими статьями о мѣстныхъ святыняхъ, новыми статистическими данными, библіографическими указаніями и личными наблюденіями - съ 7 рисунками. Т. II. Воронежъ. 1899. С. 812, 817.
    Ханыков В.  Высокопреосвященный Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский. Москва. 1900. 9 с.
*    Вятская епархiя. // Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій словарь. Съ иллюстраціями и картами. Под редакціей профессора А. П. Лопухина. Т. III. Ваалъ – Вячеславъ. Петроградъ. 1902. Стлб. 1182-1183.
    Блаженный Софроний, 3-й епископ Иркутский. Краткое повествование о его жизни, деяниях и блаженная память о нем. Соч. Прот. Милия Чефранова. Урга. 1903. С. 307.
*    Иркутская епархiя. // Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій словарь. Съ иллюстраціями и картами. Под редакціей профессора А. П. Лопухина. Т. V. Донская епархія – Иѳика.. Петроградъ. 1902. Стлб. 1030.
*    Нилъ (Николай Исаковичъ). // Справочный словарь о русскихъ писателяхъ и ученыхъ, умершихъ въ XVIII и XIX столѣтіяхъ и списокъ русскихъ книгъ съ 1725 по 1825. Составилъ Григорій Геннади. Т. 3. Н-Р. Съ предисловіемъ А. Титова. Москва. 1906. С. 41.
*    Нилъ, архіепископъ Ярославскій (въ мірѣ Николай Ѳедоровичъ Исаковичъ, сынъ свящ. г. Могилева). // Біографическій словарь студентовъ первыхъ XXVIII-ми курсовъ С.-Петербургской Духовной Академіи: 1814-1869 гг. (Къ 100-лѣтію С.-Петербургской Духовной Академіи). Составилъ Алексѣй Родосскій. С.-Петербургъ. 1907. С. 315-316.
     Денисов Л. И.  Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. Москва. 1908. С. 229.
    Титов А.  Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. Москва. 1910. 30 с.
    Иркутская летопись 1652-1856 гг. (летопись П. И. Пежемского и В. А. Кротова). // Труды Восточно-Сибирского Отдела ИРГО. № 5. Иркутск. 1911. С. 261-336.
*     Вятская епархія. //Полный Православный Богословскій Энциклопедическій Словарь. Богословскій энциклопедическій словарь («Богославская Энциклопедія») содержитъ въ себѣ объясненіе всѣхъ, касающихся св. православной церкви, ея ученія и жизни понятій по вопросамъ богословскаго, философскаго, литургическаго, церковно-практическаго и историческаго характера и составленъ на основаніи лучшихъ изслѣдованій спеціалистовъ по этимъ отраслямъ богословскаго знанія. Т. I. Спб. 1912. Стбл. 593.
*     Нилъ - (въ мірѣ Николай Ѳедоровичъ Исаковичъ); Ярославская и Ростовская епар. //Полный Православный Богословскій Энциклопедическій Словарь. Богословскій энциклопедическій словарь («Богославская Энциклопедія») содержитъ въ себѣ объясненіе всѣхъ, касающихся св. православной церкви, ея ученія и жизни понятій по вопросамъ богословскаго, философскаго, литургическаго, церковно-практическаго и историческаго характера и составленъ на основаніи лучшихъ изслѣдованій спеціалистовъ по этимъ отраслямъ богословскаго знанія. Т. II. Спб. 1912. Стбл. 1668, 2404.
    Булгаков С. В.  Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев. 1913. С. 1398, 1401,1418.
*    Нилъ (въ мірѣ Николай Ѳедоровичъ ) Исаковичъ. // Великій Князь Николай Михайловичъ.  Русскій Провинціальный Некрополь. Т. 1. Губерніи:  Архангельская, Владимірская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, С.-Петербургская, Тверская, Ярославская и Выборгской губерніи монастыри Валаамскій и Коневскій. Обработалъ и печаталъ В. Шереметевскій. Москва. 1914. С. 618.
    Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. Москва. 1914. С. 625.
    Манассеин В. С.  Библиотека декабриста М. С. Лунина. Москва. 1930. С. 15.
*    Шабатин И.  Архиепископ Нил (Исакович). (К восьмидесятилетию со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. № 8. Москва. 1954. С. 15-17.  
*    Ионова О. В.  Растительная пища якутов. // Сборник статей и материалов по этнографии народов Якутии. Т. II. Якутск. 1961. С. 30. 
    Андреева Р. А.  Для изображения пространственного отечества. // Советская молодежь. 12 января 1971. С. 3.
*    Тупицина Н. Н.  По страницам одного архива. // Экспонаты музея рассказывают. Научно-популярные очерки. Ярославль. 1989. С. 27-33, 136.
*    Анастасенко Г. Ф.  Архиепископ Нил Исакович и его минералогическая коллекция. // Памятники науки и техники. 1990. Москва. 1992. С. 164-177.
    Наумова О. Е.  «Путевые заметки по Сибири архиепископа Нила» как источник по истории Восточно-Сибирского региона. // Байкальская историческая школа. Проблемы региональной истории. Тезисы докладов и сообщений научной конференции, посвященной памяти М. А. Гудошникова и Ф. А. Кудрявцева. Ч. 1. Иркутск. 1994.
    Чернышева Н. К.  Круг чтения миссионера-архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила. // Православие и русская народная культура. Кн. 4. Москва. 1994.
    Косых В. И., Богбуханова Н. В.  Из истории Иркутского комитета по переводу учебных книг на бурятский язык. // Четвертые Макушинские чтения, г. Омск, 6-7 мая 1997 г. Новосибирск. 1997.
    Анастасенко Г. Ф.  Дарственное приношение архиепископа Нила Санкт-Петербургскому университету. // Мир камня. № 12. Москва. 1997. С. 14-17.
    Ивановская О. Г.  Архиепископ Нил как общественный деятель Ярославского края. // Ярославский край Пушкинской поры. Ярославль. 1999.
*    Куликаускене Н.  Пастырь добрый и учитель мудрый (о жизни и деятельности архиепископа Нила). // Земля Иркутская. № 14. Иркутск. 2000. С. 34-38. 
*    Православное кладбище (улица Антонова, ранее Иерусалимская). // Черепица В. И.  Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2001. С. 39, 225. 
*    Ивановская О. Г.  Архиепископ Нил (Н.Ф. Исакович) как ярославский краевед и общественный деятель // Век нынешний, век минувший… Исторический альманах. Вып. 2. Ярославль. 2000. С. 107-115.
    Чернышова Н. К.  Архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил (Исакович) и подвижники благочестия Сибири (по материалам архива и библиотеки преосвященного). // Вторые Романовские чтения: Материалы научной конференции, 8-9 октября 1998 г. Иркутск. 2000. С. 71-76.
*    Нил (Николай Федорович Исакович). // Протоирей Александр Мень.  Библиологический словарь. Т. 2. К-П. Москва. 2002. С. 284.
    Архиепископ Ярославский и Ростовский (Исакович Николай Феодорович) (1799-1874). // Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви [авт.-сост. свящ. Сергий Широков]. Москва. 2004.
*    Царква ў імя прападобнай Марфы. // Кулагін А. М.  Праваслаўныя храмы Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 2007. С. 129.
*    Саймон. К.  Латинские цитаты в «Путевых записках» архиепископа Нила (Исаковича). // Филаретовский альманах. № 4. Москва. 2008. С. 77-92.
    Чистюхин Д. И.  Миссионерская деятельность архиепископа Нила Исаковича. // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского», (2007 г.). Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2008. С. 295-302.
*    Дулов А. В.  Нил (Исакович Николай Федорович). // Историческая энциклопедия Сибири. К-Р. Новосибирск. 2009. С. 485.
    Анастасенко Г. Ф.  Аметисты архиепископа Нила. // Санкт-Петербургский Университет. № 14 (3821) 29 октября 2010.
*    Крючкова Т.  Вклад духовенства Иркутской епархии в изучении истории Сибири. // Сибирь. Журнал писателей Сибири. № 4. Иркутск. 2010. С. 182.
*    Кокоуров А. М.  К вопросу о лингвистических исследованиях православного духовенства Восточной Сибири (вторая половина XIX  в.) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2010. Иркутск. 2010. С. 454-456
*    Інак Л.  Ніл (Ісаковіч) архіепіскап Яраслаўскі і Растоўскі (1799 - 1874). // Літоўка ды Саха. Часапіс саха-лицьвінскіх повязяў. Сш. 2. Койданава. 2011. С. 28-46.
*    Пастырь добрый, учитель мудрый: архиепископ Нил (Исакович). // Куликаускене Н. В.  Прошлое – будущему. Иркутск. 2012. С. 108-121.
*    Мельникова С. В.  Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича). // Вестник Пермского Университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 1 (21) Пермь. 2013. С. 100-107.
    Мельникова С.  К вопросу о прототипе главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света». // Вопросы литературы. № 4. Москва. 2013. С. 451-462
    Царква прападобнай Марфы ў Гродне – чарговы «шэдэўр» з пенаблокаў. Помнік архітэктуры позняга класіцызму рэканструююць па-беларуску. // Наша ніва. Мінск. 17 кастрычніка 2013.
*    Гулюк М. А.  Роль православной церкви в подготовке педагогических кадров для Могилевской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. // Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць. Зборнік навуковых прац удзельнікаў VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі 26-27 чэрвеня 2013 г. Магілёў. 2013. С. 95.
*    Карпук Д.  Миссионер и цензор. // Православное книжное обозрение. № 7-8 (42). Москва. 2014. С. 28-35.
*    Юрганова И.И. Иркутский период в деятельности Русской православной церкви в Якутском крае. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Т. 11. № 1. Якутск. 2014. С. 69-70.
    Шигин, Л.  Архиепископ Нил (Исакович) - забытый миссионер Сибири. // Кирилло-Мефодиевские чтения – 2014. Материалы республиканской научно-практической конференции, 23 мая 2014 г. Улан-Удэ. 2014. С. 33-37.
*    Юрганова И. И. Якутский Спасский мужской монастырь: этапы деятельности. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Научный журнал. № 4. Владивосток. 2014. С. 98.
*    Климаков Ю. В.  Деятельность Нила /Н. Ф. Исаковича/ - архиепископа ярославского и ростовского на Ниве историко-культурного краеведения и духовного просветительства. // Библиотечное дело – 2014: Библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования. Скворцовские чтения. Материалы девятнадцатой международной научной конференции (23-24 апреля 2014 г.). Ч. I. Москва. 2014. С. 58-61.
*    Юрганова И. И.  Духовенство Якутского края в XVII – первой половине XIX в. // Известия Иркутского государственного университета. Т. 13. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. С. 237-238.
    Карпук Д. А.  Архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874). Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. Санкт-Петербург. 2015. 150 с.
*    Климаков Ю. В.  «Был я странником и тружеником...» Земные деяния архиепископа Нила. // Мир библиографии. № 1. Москва. 2016. С. 108-111.
*    Матханова Н. П.  Записки православных священников об изучении и освоении северных территорий Сибири в XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. Российская академия наук. Сибирское отделение. Т. 23. № 3. Новосибирск. 2016. С. 26-27.
*    Карпук Д. А. Особенности миссионерского служения архиепископа Нила (Исаковича) в Иркутской епархии (1838-1853). // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. № 4. Санкт-Петербург. 2016. С. 72-98.
*    Предисловие. // Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII – начала XX века. Материалы к биобиблиографическому словарю. Сост. С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова. Иркутск. 2016. С. 9, 13.
*    Нил (Исакович Николай Федорович). [Пример словарной статьи.] // Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII – начала XX века. Материалы к биобиблиографическому словарю. Сост. С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова. Иркутск. 2016. С. 21-34.
    Лена Инак,
    Койданава




Отправить комментарий